Поиск

пятница, 17 июня 2011 г.

ИНТЕРВЬЮ ОТЦА СЕРГИЯ (РЫБКО) НА RADIO ABSOLUTE ROCK


   – Отец Сергий, насколько нам известно, раньше Вы принадлежали к неформальным движениям, были хиппи. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде Вашей жизни. 

   – Ну, скорее всего, наверно с 15 лет и до 18, так получилось, слушали рок-музыку. То есть это конец 70-х. Это было как глоток свободы, глоток свежего воздуха. Рок-музыка заставляла думать, заставляла как-то сопоставлять какие-то вещи и извлекать ту ложь, которую пытался навязать окружающий мир. 
    Потом я увлекся всякими протестными движениями. Сначала основал в школе анархо-террористическую группировку, в девятом классе. Мы там, собственно, ничего не успели взорвать. Она предполагалась бескровной быть. Мы успели стащить печатную машинку и начать печатать листовки для товарищей, которые отошли к существующему строю. 
    Потом меня увлекли движения хиппи, идеи хиппи. Я узнал что, существует достаточно мощная, так называемая система, объединяющая людей подобных взглядов. А там уже было дело техники найти этих людей, присоединиться. Мы начали вместе общаться, ездить автостопом, обмениваться книгами. В основном это были книги и религиозного характера. Эта была Евангелия, русские религиозные философы, восточные философы и т.д. Потом, после одного из съездов хиппи, одного из первых в Прибалтике, куда прибыли православные люди, среди которых был Константин. Это такой хиппи первой волны, но к тому времени он в православном уже был псаломщиком. После этого я стал с ним общаться, ходить в храм, потом уже стал работать в храме. Сначала звонарем, потом псаломщиком, алтарником и т.д. Вот так началась в 79 году моя церковная карьера. 

    – Получается, Ваша молодость была бурной и полной приключений. Скажите, пожалуйста, как Вам удается совмещать свое увлечение роком, неформальным движением и свою церковную деятельность? Не мешает оно друг другу?

   – Вы знаете, нет. Не мешает. Потому что, собственно говоря, рок для меня в те годы был нечто больше чем музыка, чем какое-то увлечение. Это был поиск смысла жизни. Тексты рокерские, сами мелодии, само звучание оно указывало наличие существование иного мира. Сейчас этот иной мир найден. Я верный чадру Русской православной Церкви. Я священник Православной Церкви. И если я слушаю рок, то это бывает в минуты отдыха, вспомнив молодость. Либо постоянно мои знакомые музыканты просят поделиться моим мнением о их каких-либо композициях. Это бывает достаточно редко. Сейчас я слушаю рок в неделю от часа до двух, трех часов. В основном это в транспорте бывает, что бы глаза не портить.
    Так, сейчас хватает других занятий, богослужения ежедневные, нагрузки. Я настоятель пяти храмов. Строю храм в Москве. Руковожу издательством православным. Потому сейчас особо не до музыки. 

   – Отец Сергий, Вы организовали рок-клуб при Церкви Собор Московских Святых. Расскажите поподробнее об этом. Думаю, нашим слушателям будет очень интересно. 

    – Со времен своей молодости, решив что рок-музыка для меня, моего поколения, моих друзей, сыграла положительную роль. Почти все мои друзья молодости сейчас люди оцеркавленные православные. Многие из них приняли священный сан, кто-то принял монашеский пост, кто-то стал женой священника. Достаточно много таких. 
   Я понял, что для современных молодых людей, которые слушают рок, религиозные идеи не чужды. Собственно, рок задает вопрос, а христианство может и должно дать ответ. 
   Но сначала ходил в разные рок-клубы, беседовал с людьми. А потом один из клубов, который хотели прикрыть местные власти, я пригласил к себе на территорию, выделил небольшое помещение. Тем более, этим клубом руководит мой старый товарищ, друг, вместе с которым мы в системе были, ездили автостопом много лет назад. И вот это дело началось. Называется это «Культурно просветительский центр для неформальной молодежи» во имя св.блж.Ксении Петербургской. 
    Он объединяет сотню молодых людей, десятки рок-групп. Там у ребят инструменты. Создана клубная система в качестве небольшого взноса. Молодые люди платят, что бы инструменты возобновлять. А то одна группа прейдет, будет играть и другим не давать. А так люди свои деньги считают и обновляют инструмент. 
    Молодые люди знают о нашем таком клубе, приходят. Популярное такое место, но, к сожалению, очень тесное. Я хочу построить что-то достойное, но сначала надо построить храм. Его уже отделывают, он в периоде последних достроек. И как только храм будет построен, продолжу строить другой и параллельно с этим для ребят хотелось бы построить достойное помещение, базу, хороший инструмент подкупить. Но, тем не менее, наши музыканты выступают уже на бесплатной основе в разных клубах, площадках, особенно летом. Выступали в одном из городских парков. 
    Ну а так, вообще, и в городские праздники, и праздники православные их приглашают куда-то выступить, и они достаточно достойно выступают.

   - Очень приятно слышать, что вы так активно занимаетесь этим, даете шанс молодым группам, молодым ребятам.

   - Моя роль какая. Иногда они просят меня выступить, когда на базе они организуют некие концерты, просят сказать какое-то слово. Я приезжаю когда могу. Или так иногда появляюсь, пью чай, общаюсь с молодыми людьми. Мне это очень интересно. Иногда и сыграю что-нибудь между делом. 

   - Мы все равно понимаем, что молодым рокерам начинающим, любителям рок-музыки тоже приятно, когда есть такая поддержка, особенно опытного человека, знающего, пережившего многое. 
   Мы прочитали такую интересную информацию, что вы часто встречаетесь с мэтрами русского рока такими как, Кинчев, Шевчук, Гребенщиков. Мы бы хотели, что бы Вы поделились с нашими слушателями опытом общения с ними. Может у Вас были совместные проекты. Или есть какие-то планы по сотрудничеству на будущее.

   - Не скажу что часто. Чаще мы встречаемся с Константином Кинчевым, потому что меня приглашают выступать на разные фестивали патриотической направленности, а Костя там, так сказать, постоянный гость. Ну и естественно мы знакомы и несколькими словами часто перекидываемся. 
    Я предлагал выступить на его концерте. Но он считает, что у него на концерте нет ни одной свободной минутки, все так срежиссировано и пока мы не созрели для этого. Хотя на фестивалях довольно часто с ним контактируем. 
С Юрой Шевчуком однажды я был на встрече у будущего свт. Патриарха Кирила, тогда он еще был митрополитом, в Смоленске в 2003 году. Он собрал известных рокеров у себя. Были сторонники, были противники рок-музыки. И мы очень плодотворно три часа общались. Вот тогда мы с Юрой и познакомились. Хотя я о нем много слышал и он обо мне наслышан был. Он иногда приглашает меня на свои концерты, и я зачастую бываю.
    Вот недавно несколько миссионеров совершили глупость, напав на Бориса в Интернете. Я постарался его как-то защитить, поскольку были слишком резкие суждения насчет ищущего Бога. Ну это было не совсем правильно. Ну и прочая истерия. Вот с Борисам встречаемся иногда на его концертах. Последний раз встречали на «Рок над Волгой» в прошлом году. В этом году я тоже приглашен на  этот крупнейший фестиваль в России. Там тоже будет Борис. Надеюсь увидимся, пообщаемся.

   - Отец Сергий, мы наслышаны про вашу рок-оперу «Иван Правдин». Расскажите, пожалуйста, поподробнее, о чем она.

   - Мне принадлежала идея. Музыка написана Стасом Бартеневым, лидером группы «Если». Гитарист достаточно талантливый, но, к сожалению, малоизвестный. Галина Александрова написала либретто. Какие-то вещи записываются периодически. Сперва попробуем записать на диск, а потом может, удастся поставить.
   Главная идея, как молодой человек, моего поколения конца 70-х, ищет Бога. Проходит через разные драматические события. В конце концов, через дурдом, за то что он про Афганистан отзывался не так, как хотела партия правительства. Он встречается с различными людьми. В конечном итоге он становится православным. 
   Конец пока еще не ясен. Либо его убивают хулиганы на улице за то, что он крестик носит, либо он становится священником, строит православный храм в наши дни. Пока мы еще не решили. Сейчас существуют текст, музыка. Существуют отдельно записанные арии и достаточно качественно. Дело времени. Хорошее вино должно отстояться.

   - Само собой. Возможно, когда работа будет закончена, как-то свяжемся и прокрутим полностью всю рок-оперу на нашем радио. 
   Так же хотели спросить Вас, как Вы относитесь к западному стилю рок-н-ролла. Какие западные группы Вам больше нравятся? Возможно, с кем-то встречались, общались?

   - Я, конечно, слушаю музыку и, в основном, это рок конца 70-х и именно западный. Наш рок тогда еще был не качественный, это было только начало, не было инструментов хороших тогда. Все было в самом начале. Поэтому мне более близки такие группы как Pink Floyd, Led Zeppelin, очень нравится группа Slade, Nazareth, Deep Purple. Мои такие самые любимые это Shocking Blue и Rolling Stones.
    Наш храм посетил Кен Хенсли, один из лидеров группы Uriah Heep. Да Uriah Heep тоже одна из моих любимых групп. С Миком Боксом мы состоим в переписке, друг друга поздравляли с праздниками. Он меня приглашал на свой концерт, но как-то не получилось. 
   Группа Procol Harum посетила нас в количестве тринадцать человек. Это были и технические работники, и все участники группы. Несменный лидер группы был рад такой встречи, общения. Procol Harum еще во времена Beatles однажды три месяца один из их хитов стоял на втором месте и даже выше Beatles они были в 67-ом что ли или 60-т каком-то, короче в 60-т бородатом еще году. Вот так. Обещали мне Роберта Планта еще привезти, но это уже как получится .
   Кен Хенсли религиозный такой человек. Он очень сильно верит в Бога и ходит в храм. Ему это очень важно. И в его творчестве, последнее время, это доминанта такая христианская для него очень важна, как он сам мне говорил. 
   С Ян Гилланом тоже произошла встреча в прошлом году на «Рок над Волгой», только одного меня к нему и допустили. Потом я подарил ему икону Божией Матери, он сказал мне «It is fantastic!». Я его  поблагодарил за рок, который научил нас любить свободу, понимать свободу, искать её. В конце концов, нашли мы ее в православии, в церкви, в учении Христа. То что главная свобода это свобода от зла, греха, свобода от всего земного.
   Ну, как-то мы нашли общий язык. Ян был очень рад и доволен от такого общения. Потом по телевизору нашел сюжет, в котором показывали нашего президента и, когда Deep Purple приезжали в Москву, они общались. Президент спрашивает Яна Гиллана: «Кто ваши поклонники сейчас в России?», а он говорит: «их очень много от молодых людей, до отца Сергия из Москвы».

   - Это классно такое объединение и родство душ. Что западные, что отечественные, главное, что все вместе и это хорошо. Rock-n-Roll forever. Вот еще один интересный вопрос к Вам. Какое Ваше отношение к попсе? Многие рокеры сразу высказывают разные позиции и некоторые очень радикальные. Интересно, что Вы думаете по поводу попсы?

   - Вы знаете, я считаю, что каждая музыка имеет право на существование. Если «звезды» зажигают, значит это кому-то нужно. Но лично я с попсой  не дружу. Как-то скучно, сразу в сон начинает кидать. Я люблю рок! В попсе есть отдельные вещи, достаточно интересные.
   Да и сами певцы многие сейчас обратились к Христу. Я некоторых из них знаю. И такое религиозное возрождение в России оно действительно существует, оно идет. Это касается абсолютно всех групп населения, в том числе и музыкантов, композиторов, певцов. А рок - это интеллектуальная музыка, музыка ищущих людей, думающих людей. Попса это музыка больше развлекательная. Но некоторые ее исполнители, скажем так, тоже воспитывают молодых людей в патриотическом духе, в христианском духе, поэтому, думаю, хорошо что они  свое творчество направляют на служение Христу. Это особый талант.

   - Я думаю, наши слушатели после таких мудрых слов немного переосмыслят свое отношение к попсе. Возможно станут более лояльно относиться. 
   Отец Сергий, к вам небольшой такой вопросик. Вот Вы человек с неформальным прошлым, имеете большой опыт, сейчас ведете активную деятельность по развитию рок-культуры, общаетесь с известными рокерами. Известна ли Вам такая группа как «Ранетки»? Какое ваше отношение к ними? И относите ли Вы вообще их творчество к року? 

   - Я слышал о ней. Но сам их не слушал, потому ничего не могу сказать. Я, все-таки, предпочитаю суждения выносить о музыке, о произведениях искусства непосредственно послушав их, увидев. Так что ничего о «Ранетках» сказать не могу. 
   "Поп-рок", "популярная рок-музыка", скажем так, мне не нравятся. Я люблю что-то потяжелее  поглубже, поинтеллектуальней.

    - Приятно слышать. Мы тоже не брезгуем порой. 
   Отец Сергий, в принципе мы плавно подходим к завершению нашего звонка, общения. Хотели спросить, есть ли у Вас планы на будущее, связанные с рок-движением, которыми Вы хотели бы поделиться с нашими слушателями. 

    - Вы знаете, я довольно спонтанно выступаю со словом проповеди туда, куда меня приглашают. Поддерживаю общение с музыкантами. Желаю успехов, особенно в духовном развитии, что естественно сказывается на их музыке. А это сказывается и на тех, кто их слушает. 
    Ближайшие планы это посетить «Рок над Волгой». Там ожидается 250 тысяч зрителей, слушателей, и мое слово там предусмотрено. После группы «Аквариум» я должен выступать со словом проповеди. Есть также несколько фестивалей, которые пройдут этим летом, где ведутся переговоры тоже моего участия.
    Я поддержиаю  рок-движение, хочу - что бы оно вышло из подполья. Было оценено, принято, получило площадки достойные. Что бы рок-музыканты могли развиваться, получили какую-то помощь, дотации от государства. Потому что рок не умер и не умрет никогда. Эта музыка имеет будущее, поскольку рок-музыканты по-своему борются со злом, они протестуют против зла. Пока зло будет в мире ,всегда  будет востребована рок-музыка , причем хорошими и добрыми людьми, которые хотят, что бы этот мир стал лучше.

   - Мы абсолютно разделяем Ваше мнение по этому поводу. И последний вопрос. Отец Сергий, у Вас есть планы посетить Украину в ближайшее время?

    - В прошлом году меня приглашали на «кРок у мабутнє», но в дороге у меня прихватило почки, пришлось в Киеве высадиться и ехать назад. Так что если в этом году приглашение последует, то я бы посетил этот фестиваль. Я всё-таки езжу, путешествую с благословения патриарха каждый раз. Я как игумен русской православной церкви , без благословения ездить не имею права. Еду, как правило, по согласованию и  с местным епископом.
    Группа «Братья Карамазовы» вот хотели, как проект, совершить такой тур посвящённый победе в Великой Отечественной войне. Весной , он  видимо так и не получился, но, может быть, это будет иметь продолжение. Ну а так, как Бог благословит.


Александр «J.o.k.e.R.» Мокренёв
Сергей «Purgen» Кияница

Комментариев нет:

Отправить комментарий